Опасные режимы полета дельтаплана
Катастрофа наступила внезапно. Мотодельтаплан, летевший с большой скоростью на высоте J20 м, неожиданно сделал горку, в верхней точке траектории завис, затем начал падать вниз, опуская нос с нарастающей скоростью. После переворота на спину вращение не остановилось и, продолжая падение, аппарат начал кувыркаться с возрастающей скоростью. После трех оборотов аппарат упал на землю. Во время испытательного полета нового экспериментального мотодельтаплана погиб опытный дельтапланерист-испытатель Покотилов В. Ф.
Эта катастрофа заставила пересмотреть общепринятые взгляды на проблему кувырка дельтаплана. До сих пор считалось, что кувырок присущ, в основном, дельтапланам, а мотодельтапланы,, благодаря тому, что центр масс расположен далеко от крыла, защищены от него.
Была разработана специальная программа исследований, реализация которой позволила выяснить основные закономерности кувырка и подготовить соответствующие рекомендации.
Вообще говоря, у дельтаплана имеются и другие опасные режимы полета. Для дельтапланов первых поколений это был режим неуправляемого пикирования, когда он внезапно опускал нос и в крутом пикировании устремлялся к земле. Защита от этого опасного режима в конце концов была найдена.
Дельтапланы совершенствовались, изменялась конфигурация крыла, и появилась новая опасность — кувырок. Дельтаплан неожиданно начинал быстро вращаться относительно поперечной оси, приближаясь к земле по крутой траектории. Предотвращение кувырка оказалось более сложной проблемой из-за внезапности и непредсказуемости его наступления. Кроме того имеется множество других сложных и опасных для пшюта режимов полета.
Анализу основных критических режимов полета дельтаплана посвящена эта книга. Она явилась результатом комплекса экспериментальных и расчетных исследований, проведенных на фирме АН.
Автор выражает признательность за участие и помощь в работе Силкову В. И., Дашцвцу А. Н., Темлякову Ю. Н., Кочеловскому Ю. А., Максимову Ю. В., Загороднему В. Н., Кричковскому А. В., а также специалистам отделения СЛА фирмы Ан.
Автор благодарен Васянину В. В. и Марчевскому С. Л. за высказанные ими ценные замечания и предложения по рукописи.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ " |
||
— |
||
ba |
— |
длина средней аэродинамической хорды крыла (САХ); |
*- Ті Су, Сг |
безразмерные коэффициенты аэродинамических сил относительно связанной системы координат; |
|
Са |
— |
коэффициент лобового сопротивления; |
Суа |
~ |
коэффициент аэродинамической подъемной силы; |
G |
— |
сила тяжести дельтаплана; |
GK |
~ |
сила тяжести крыла; |
Gn |
— |
сила тяжести подвески; |
1 |
— |
размах крыла; |
т |
— |
масса дельтаплана; |
тх, ту, тг |
безразмерные коэффициенты моментов аэродинамических сил относительно осей связанной системы координат; |
|
Р |
— |
сила тяги двигателя; |
R |
результирующая аэродинамических сил, действующая на дельтаплан; |
|
V |
— |
воздушная скорость дельтаплана; |
W |
— |
скорость ветра; |
OXYZ |
~ |
связаннная с дельтапланом система координат; |
иАа Уа^а |
— |
скоростная система координат; |
Хт, Ут |
— |
положение центра масс относительно САХ |
— _ |
крыла; |
|
Хт, VT |
положение центра масс относительно САХ крыла в долях САХ; |
|
а |
— |
угол атаки крыла; |
р |
— |
угол скольжения; |
У |
~ |
угол крена; |
V |
— |
угол таигажа крыла; |
с |
— |
угол наклона траектории; |
V |
— |
угол курса дельтаплана; |
V |
— |
угол поперечного V крыла; я |
0)Ху (Оу, (і) І |
угловые скорости крена, рыскания и таигажа 1 связанных с дельтапланом осей координат. 1 |